Главная О нас События Арт-Медиа Мысли Ку.Группа "А" Статьи Мы

ПАРТНЕРЫ

arkan
Grand Hotel Europe
Akademika
Кафе "Mesto"
Korovabar
Дегтярные Бани

Новости

Последний моллюск у заставы. Херст в Венеции 05 ноября 2018

Последний моллюск у заставы. Херст в Венеции

 

 

 

 

Последний моллюск у заставы. Херст в Венеции

 

Выставка «великого и ужасного» Дэмиана Херста «Сокровища затонувшего "Невероятного"» была главным событием прошлогоднего Биеннале. Её дружно клеймили и слева, и справа. Однако в очередях в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана выстаивали все — и простодушные туристы, и эстеты-критиканы…

 

Сказать — Дэмиан Херст положил на всех… было бы неправдой: он вовсе не социопат, зритель ему ох как нужен. Правильнее сказать — Дэмиан Херст положил всех на лопатки. Левые не ожидали такого пренебрежения здоровой, демократической завистью простого человека к беспредельной роскоши. Правые не ожидали такого пренебрежения традиционными ценностями. Хороша духовная свобода, ежели кроме акулы её некому демонстрировать! На фиг нужна свобода предпринимательства, если нет всеобщего эквивалента: моллюски и гады морские даны в золоте и агатах, это прямо Ленин какой-то с его темой золотых унитазов. А равные права — это ж надо, как художник, пользуясь своим демиургическим правом, уравнивает в правах (на вечную жизнь хотя бы) беспозвоночных и античные торсы как эталон прекрасного! Да что там беспозвоночных — сеты из суши и сашими, виртуозно выполненные из чего-то драгоценного, выигрывают в сравнении со стоящим рядом антиком! Хотя бы в витальности. А мегалломания! Это ведь неприлично, что-бы обыватель разевал от удивления рот! А Херст садистически нащупывает уязвимость современного зрителя: да ты, братец, простодушен! Над гаджетом слезами обольюсь… так вот тебе гаджет, заполняющий три этажа. Такой же бессмысленный и беспощадный в своей тотальности! Словом, Дэмиен Херст мало кого не обидел (вряд ли он посвящен в нынешний русский дискурс тотальной обиженности — страшно подумать, что было бы с нашими ревнителями благочестия, допусти они себе нырнуть в херстовы воды…), что обиднее всего современному искусству. Херст буквализировал оппозицию High and Low, на которой во многом зиждется contemporary art. Он её нивелировал под знаком артефактов: что-то античное и что-то мультяшное (кажется, Микки) равны друг другу как предметы подводной археологии. Так-то оно так, да после херстовой запредельной реализации трэша в благородном материале снова баловаться с тряпками и отходами будет как-то не с руки. «Ступай к другим. Уже написан Вертер», как говаривал Пастернак. Ступай со своей ветошью, уже одрагоценен последний моллюск у заставы…

 

Между тем задумка Херста проста. Весь этот нарратив про затонувший Титаник (пардон, Wreck of the Unbelievable) — не бином Ньютона: была уже в 70-е the Mock Archaeology — про фэйковые раскопки и пр. Да и у нас в Эрмитаже была достойная выставка «Золото болот» Анатолия Павловича Белкина — как выдумщик он, пожалуй, посильнее и поотвязнее. Но сила Херста не в нарративе, умеренно пародийном. Его сила в реализации. У нас такого термина нет — «воплощение в материале» не совсем точно. Продакшен? Теплее. Это когда изображение (речь идёт о миметическом искусстве) реализовано в материале с такой органикой, что понимаешь: тут кто-то ру-ку приложил, кто отвечает за ход вещей. То есть, конечно, художник, но взявший на себя какую-то особую ответственность. Потому что он осведомлен в природе вещей. Не имитирует, не срисовывает, не документирует. Знает, каковы они: «ГАД МОРСКИХ ПОДЗЕМНЫЙ ХОД, И ДОЛЬНЕЙ ЛОЗЫ ПРОЗЯБАНЬЕ». Пушкин, слава богу, не про Херста писал. Про художника, знающего природу материала. Херст — из таковских. Поэтому Нептун у него из ляпис лазури и белого агата, а никак иначе. А неизвестный фараон из синего гранита, золота и белого агата. И улитки из раскрашенной бронзы, по-другому нельзя. Если здесь есть элемент пародийности, то привнесенный нашим сознанием: мы привыкли, что золото или там агат — для особого употребления. И как-то забываем, что основу для самых изысканных духов добывают из… То-то же. А художник вот не привык. Пародия, деньги — всё это есть. Но не это главное. Это так, приколы. Главное — вступить в соавторство с каким-то большим, божественным или геологическим там, судить не берусь, формообразованием. Тогда есть шанс не проглядеть «гад морских подземный ход». Ведь для природы (или…) каждый такой ход — драгоценный. Золотой стёб Херста, действительно, дорогого стоит.

 

Александр Боровский

Российский искусствовед, куратор,

заведующий отделом новейших течений

Государственного Русского музея

Создание сайта - iFrog

Создание сайта - iFrog

© 2011-2012 “ARTWAY”

e-mail: f-art8@mail.ru

Учредитель и главный редактор: Башкиров Сергей Геннадьевич, тел.:+79119704070

адрес: Санкт-Петербург

телефон: (981) 709-79-49

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «ARTWAY» обязательна.

Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «ARTWAY» — www.artwayspb.ru

Выходные данные СМИ «ARTWAY» : Свидетельство о регистрации СМИ выдано Роскомнадзором Эл №ФС77-50682 от 17.07.2012

Рейтинг - 16+