Главная О нас События Арт-Медиа Мысли Ку.Группа "А" Статьи Мы

ПАРТНЕРЫ

arkan
Grand Hotel Europe
Akademika
Кафе "Mesto"
Korovabar
Дегтярные Бани

Новости

Истоки стиля «Ар-нуво» 20 мая 2018

Истоки стиля «Ар-нуво»

 

 

 

Сам термин «ар-нуво» происходит от названия магазина, который держал в Париже немецкий эмигрант Сэмюэл Бинг. Он много лет занимался популяризацией японского и китайского искусства, а в 1895 году открыл свой знаменитый магазин «Art Nouveau», где выставлял и продавал работы современных художников, скульпторов и декораторов.

И все-таки, не во Франции зародился новый стиль. Как ни странно, но впервые о нём услышали в викторианской Англии. Казалось бы, как что-то новое могло прорасти в такой патриархальной и устойчивой атмосфере? Тем не менее именно Англия своей стабильностью стала хорошей почвой для новых веяний.

В 1851 году прошла Всемирная выставка, которая положила начало становлению музея Виктории и Альберта. В этом музее собрали такие экспонаты, которые помогли бы показать широкой публике, что предметы обихода сами могут быть произведениями искусства.

В это же время в обществе развернулась дискуссия. Теоретик искусства Джон Рёскин не хотел признавать продукцию массового производства, он мечтал о возвращении к старинным ремеслам. В то время считалось, что есть чистое искусство, т.е. искусство ради искусства, и декоративное, которое применимо для предметов обихода. Рёскин с этим был категорически не согласен. По его мнению, такого разделения нет и не может быть. Даже обычный чайник достоин руки настоящего мастера, а декоратор может творить шедевры высокого искусства. В качестве примера он приводил творение Микеланджело в Сикстинской капелле, говоря, что по сути это декоративная роспись.

 

Эти идеи Рёскина пришлись по душе Уильяму Моррису, который объединил ремесленников и художников и создал компанию по производству предметов быта. Ему действительно удалось осуществить мечту Рёскина. Мастера его компании обставляли и декорировали интерьеры в едином стиле. Такая универсальность предвосхитила идеи стиля модерн, который стремится к гармонии и синтетичности искусства.

 

Пример Морриса вдохновил других мастеров, они стали объединяться в группы, так зародилось «Движение искусств и ремесел». Одной из самых значительных групп движения стала «Гильдия века». Ее организовал Артур Макмердо. Макмердо был очарован работами компании Морриса, где уже стали появляться плавные линии. Он экспериментировал с линией, создавал элегантные узоры, которые состояли из изящных, вытянутых, тягучих элементов. Макмердо удалось сказать новое слово в искусстве, именно ему принадлежит создание характерного и хорошо узнаваемого языка ар-нуво. Ярким примером состоявшегося нового стиля стала графика, которую он создал для оформления его собственной книги «Городские церкви Рена». На обложке книги, как водоросли, изгибаются стебли удивительных цветов. Именно они задали тон линии в искусстве на следующие 20 лет.

Идеи Рёскина и Морриса вдохновляли архитекторов и художников расширять сферы своего творчества, побуждали их интересоваться ремеслами и декоративным искусством.

Постепенно новый стиль ар-нуво как стиль гармонии, приникающей во все сферы, утвердился в искусстве. Благодаря ему возродились старинные английские ремесла, и викторианская Англия стала колыбелью нового стиля.

 

Интерес к национальным ремеслам привел к тому, что новый стиль в каждой стране приобрел свои особенности. Даже название его в разных странах звучит по своему. Во Франции это был «ар-нуво», в Италии«либерти», в Австрии«сецессион», в России«модерн». Главным объединяющим звеном во всех проявлениях ар-нуво стала извилистая линия. Мастера нового стиля отказывались от симметрии и прямых линий.

Давайте вспоминим несколько самых ярких примеров ­ар-нуво.­­ В доме Бальо в Барселоне, архитектора Антонио Гауди, нет ни одного прямого угла.

Особняк Рябушинского в Москве, архитектора Фёдора Шехтеля, может похвастаться парадной лестницей в форме волны. Причудливые лампы Чарльза Льюиса Тиффани напоминают грациозные цветы, а украшения Рене Лалика запечатлили­ в стекле изящество природных форм.

 

Извилистая линия модерна проникла во все сферы искусства и навсегда влюбила в себя сердца его почитателей.

 

Надежда Лунина

История и искусство

@stimulquest

 

Создание сайта - iFrog

Создание сайта - iFrog

© 2011-2012 “ARTWAY”

e-mail: f-art8@mail.ru

Учредитель и главный редактор: Башкиров Сергей Геннадьевич, тел.:+79119704070

адрес: Санкт-Петербург

телефон: (981) 709-79-49

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «ARTWAY» обязательна.

Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «ARTWAY» — www.artwayspb.ru

Выходные данные СМИ «ARTWAY» : Свидетельство о регистрации СМИ выдано Роскомнадзором Эл №ФС77-50682 от 17.07.2012

Рейтинг - 16+