Главная О нас События Арт-Медиа Мысли Ку.Группа "А" Статьи Мы

ПАРТНЕРЫ

arkan
Grand Hotel Europe
Akademika
Кафе "Mesto"
Korovabar
Дегтярные Бани

Новости

Александр Боровский 08 апреля 2018

Александр Боровский

 

 

 

Российский искусствовед, куратор, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея

Artway: Из чего состоит Боровский?

Александр Давидович: Раньше я состоял в большей степени из музейщика, но с годами это стало привычным. И я сделался сказочником: сочиняю детские сказки, пишу (во всяком случае, стараюсь) популярные книги. Однако разговоров об искусстве не избежатьэто такой повседневный стиль, жизненный ритм. То есть в объёме я вырос (к сожалению, и в буквальном смысле), добавив с возрастом то, что раньше не успевал реализовать.

 

Artway: Понятное и непонятное?

Александр Давидович: Человеку, всю жизнь занимающемуся искусством, не очень удобно говорить о своем предмете в таких категориях«понятное и непонятное». Любое искусство интерпретируется, открывается, имеет свой ключик... Современное искусство, как это ни парадоксально, на мой взгляд, наиболее понятно при наличии адекватного медиатора. Такое искусство во многом основано на концепции, а концепт разгадывается, дешифруется. Беда современного искусства, особенно молодого, этоодноразовость. Оно легко поддаётся разгадываниюкак кроссворд. Связано это с тем, что современное образование (не традиционно академические, но разного рода «продвинутые» образовательные институции) даёт лишь ассортимент, набор приёмов художественного мышления. Этого недостаточно. Нужен собственный масштаб мышления и некий бытийный опыт, которые всегда чувствуются в работе художника. Парадокс: в современном искусстве людей, мыслящих «правильно», продвинуто, актуально, современнопредостаточно. Мало мыслящих самостоятельно и масштабно. Остались одни «старики», в бой идут одни старики (смеётся).

 

Artway: Чувство прекрасного развивается?

Александр Давидович: Думается, сегодня этот термин не работает. Недавно я испытал глубокие переживания, впервые увидев фрески Джотто в Падуе. Но прекрасно ли это в иерархическом, классицизирующем смысле? Вопрос... Прекрасное подразумевает канон, категорию ценза, метафору ценза. Пушкин это прекрасно выразил: Сальери есть канонически, цензово прекрасное, Моцартвне установок высокого, он способен увидеть искусство в самом повседневном. Пушкин парадоксальным образом предвидел современное понимание High and Low, понимание того, что искусство работает и с низким, повседневным, земным. «Сором», по-ахматовски говоря.

 

Artway: Феномен современного успеха?

Александр Давидович: Успех, особенно медийный, входит в правила игры современного искусства. Мифология отверженности,­ незамеченности, «проклятости»это из раннего модернизма. Сегодня пиар, контактность включены в структуру образа. Другое делоэто факторы нестабильные, как и актуальность. Действуют какие-то более долговременные факторы. К тому же, есть такая вещь как реактуализация, когда неожиданным образом под свет рампы выдвигается забытое и маргинальное.

 

Artway: Первичность и вторичность для творца?

Александр Давидович: Понятия «первичность» нет в словаре современного искусства: оно оперирует цитатами, отсылками, реминисценциями. Чистый взгляд вне канонаэто Джотто. Только надо помнить, что у Джотто есть не только чистый взгляд, но и масштаб, способность создать целостную картину мира. Сегодня первичностьэто, скорее, показатель outsider art. Художникам вне истеблишмента иногда свойственно первичное, незамутненное видение. Такое видение канализировано, оно носит частный характер. Это симпатично.­ Но Джоттоэто миросозидание,­ он ухватил картину мира «как в первый раз» и авторизовал её. Просто наивность видениядругое дело, другой масштаб.

 

Artway: Любовь и возраст?

Александр Давидович: Это не меняется с годами. Я не руководствуюсь жизненным опытом, единственное, чему он меня научил,стабильность есть прямой путь к старости. Я, хочется верить, способен воспринимать новое, потому что двигаюсь в потоке, меняюсь.

 

Artway: Успех цвета (палитра)?

Александр Давидович: Понятие слишком абстрактное. В современном искусстве категории «сила цвета» отдельно не существует. Если в цвете есть опыт и переживания, тогда он становится авторским.

 

Artway: Развитие и формы?

Александр Давидович: Искусство всегда пребывает в развитии, но это не поступательное движение. Нельзя сказать, что искусство сегодня лучше или актуальнее,­ чем было вчера. Искусствоэто не система изобретений. Это процесс. Идёт постоянное перекачивание образных средств туда и обратно. Необходимо работать с реалиями современного художественного процесса: формами, мышлением, сознанием, инструментарием. Известный литературовед Юрий Тынянов недаром ставил дефис между понятиями «архаист-новатор». Иногда «продвинутое» тормозит, а «забытое» работает на будущее.

Этот момент важен для понимания места каждого отдельного художника в современном искусстве. Одно время мы изу­чали правила поведения западного арт-истеблишмента, не понимая, что самые подкованные, бойкие, продвинутые, медийно раскрученные художники, даже побеждающие на биеннальных и прочих марафонах,не самые главные. Тяжеловесы не спешат. Они прислушиваются к себе. Если не к чему прислушиваться в себе, нечем переживать собственный опыт, то нечего и соваться на эти «ярмарки тщеславия».

 

Создание сайта - iFrog

Создание сайта - iFrog

© 2011-2012 “ARTWAY”

e-mail: f-art8@mail.ru

Учредитель и главный редактор: Башкиров Сергей Геннадьевич, тел.:+79119704070

адрес: Санкт-Петербург

телефон: (981) 709-79-49

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «ARTWAY» обязательна.

Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «ARTWAY» — www.artwayspb.ru

Выходные данные СМИ «ARTWAY» : Свидетельство о регистрации СМИ выдано Роскомнадзором Эл №ФС77-50682 от 17.07.2012

Рейтинг - 16+